RU BE EN
RU BE EN

flag rb 70 gerb rb 70ГУ «Минский научно-практический
центр хирургии, трансплантологии
и гематологии»

г.Минск, ул.Семашко, 8

info@m9gkb.by

Справка:
+375 (17) 277-10-91

Приемная директора:
+375 (17) 277-13-90

Vk28FacebookInsttelegram icon 28

Платные услуги (многоканальные номера):

+ 375 (29) 699-11-03 (А1)

+375 (17) 371-00-22

Платные услуги для страховых компаний:

+375 29 175-46-14 (А1)

Платные услуги для иностранных граждан:

+375 (29) 688-26-96 (А1)+375 (17) 207-49-01

Стоматология и челюстно-лицевая хирургия:

+375 (29) 699-25-51 (А1)

+375 (17) 221-08-44

Центр лечения боли:

+ 375 (29) 692-38-26 (А1)

МРТ и КТ:

+375 (44) 503-91-03 (А1)

Донорство крови:

+375 (17) 277-20-17

 

Чат-бот Министерства здравоохранения Вакансии О платных услугах

RU BE EN

О защите персональных данных в здравоохранении - в центре прошел обучающий семинар с работниками учреждения

n 281124 1Не оспорим тот факт, что самый главный ресурс у любой организации – это кадры и информация. Сочетание этих двух понятий, правильное грамотное их использование дает преимущество субъектам хозяйствования на конкурентном рынке.

 С этой целью 18 и 19 ноября в ГУ “Минский научно-практический центр хирургии, трансплантологии и гематологии” прошло обучение работников, принятых в Центр в 2024 году, по основам обработки персональных данных.

n 281124 2

В современном мире персональные данные приобрели новое значение. Они становятся ”вторым золотом“ и могут быть инструментом влияния.

А вот в чужих руках персональные данные могут оказаться удобным орудием для совершения преступлений.

Стоит ли говорить, что для сферы здравоохранения – персональные данные это не только набор информации, это чувствительные сведения, при неправильной обработке которых, гражданам может быть нанесен существенный, а порой непоправимый вред.

Именно вопросам сохранности специальных персональных данных в здравоохранении в первую очередь было уделено внимание при проведении семинара.

n 281124 3

Одним из таких специфических вопросов является порядок обработки персональных данных в информационных ресурсах учреждения.

Следует помнить! До внесения информации о пациенте в электронный ресурс НЕОБХОДИМО получить его письменное согласие на это.

Справочно: форма согласия установлена Инструкцией о формах и порядке дачи и отзыва согласия на внесение и обработку персональных данных, информации, составляющей врачебную тайну, отказа от их внесения и обработки и порядке информирования о праве на отказ от внесения информации, составляющей врачебную тайну, в централизованную информационную систему здравоохранения, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения от 7 июня 2021 г. № 74.

До сих пор остается дискуссионным вопрос, а что делать, если пациент не дал установленное согласие? Ведь практически вся медицинская техника настроена таким образом, что, чтобы провести обследование, необходимо вносить данные пациента... Регулятор пока ответа не дал.

Понятно только одно, что медицинская помощь будет оказана в любом случае, жизнь и здоровье приоритетно для учреждения здравоохранения!

Второй специфический вопрос касается предоставления информации, содержащей врачебную тайну.

Следует помнить! Информация выдается либо с согласия пациента, либо без такого согласия в соответствии с частями 7, 8, 9 статьи 46 Закона “О здравоохранении”.

Справочно: понятие врачебной тайны, порядок предоставления информации, содержащей врачебную тайну, предусмотрены статьей 46 Закона “О здравоохранении”.

ВАЖНО! Запрос на предоставление информации должен отвечать следующим критериям:

  • содержать конкретные ссылки на нормы законодательных актов, подтверждающие полномочия обращающихся;
  • должны быть указаны основания для предоставления информации, цель предоставления;
  • определять объемы запрашиваемой информации.

Пример правомерного запроса нанимателя в связи с проведением расследования несчастного случая:

В связи с проведение расследования несчастного случая во исполнение абзаца четвертого пункта 12 Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 №30, на основании абзаца 11 части 7 статьи 46 Закона “О здравоохранении” просим предоставить заключение, установленной формы, о тяжести производственной травмы потерпевшего, а также о нахождении потерпевшего в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ, в отношении Иванова Ивана Ивановича, 01.01.1980 года рождения.

Остаются спорными моменты обращения страховых организаций после смерти пациента для предоставления им информации, содержащей врачебную тайну.

Оппоненты аргументируют свое обращение правом, предусмотренным пунктом 1.2. Указа Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 N 530 (ред. от 16.02.2024) "О страховой деятельности".

Справочно: пункт 1.2. Указа “суды, иные государственные органы и другие организации, адвокаты, нотариусы и индивидуальные предприниматели в соответствии с законодательными актами обязаны безвозмездно предоставлять по запросам страховых организаций, Белорусского бюро по транспортному страхованию документы и заключения, необходимые для решения вопроса о назначении страховых выплат”.

Но основное требование – выдача информации в соответствии с законодательными актами. Основной нормативный правовой акт, регулирующий вопросы порядка обращения врачебной тайны, Закон “О здравоохранении”. В соответствии с частью 9 статьи 46 Закона оснований для выдачи информации, содержащей врачебную тайну, после смерти пациента страховым организациям, Белорусскому бюро по транспортному страхованию для решения вопроса о назначении страховых выплат не предусмотрено.

Немалый интерес вызывает еще один важный вопрос – пользование мессенджерами в процессе осуществления рабочей деятельности медицинскими работниками.

n 281124 4

Например, можно ли передавать информацию, связанную с персональными данными пациента, между медицинскими работниками, а также пациентами при помощи мессенджера?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует вспомнить о таком понятии как трансграничная передача, т.е. это такая передача информации, которая выходит за пределы территории Республики Беларусь. А как известно, сервера многих мессендежров находятся за пределами нашей республики. Что следует помнить в этой ситуации: если сервер находится в стране с надлежащим уровнем защиты прав субъектов персональных данных, то здесь не возникает никаких сложностей. Передача персональных данных на территорию таких государств осуществляется с соблюдением общих положений об обработке персональных данных (статьями 4, 6 и 8 Закона “О защите персональных данных”) без ограничений и необходимости получения каких-либо дополнительных разрешений.

Справочно: к странам с надлежащим уровнем обеспечения прав субъектов персональных данных отнесены иностранные государства, являющиеся сторонами Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, а также иностранные государства, являющиеся членами Евразийского экономического союза.

На сегодняшний день 55 стран являются сторонами Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных. Это, прежде всего, страны Европейского союза, а также Российская Федерация, Армения, Грузия, Молдова, Украина, Мексика, Аргентина и др. В свою очередь, Казахстан, Кыргызстан являются членами Евразийского экономического союза. Российская Федерация и Армения подпадают под оба критерия.

В случае острой необходимости (пациент находится в другом городе) информация может быть предоставлена при помощи мессенджера, НО при соблюдении обязательного условия: получения согласия пациента для трансграничной передачи, которое должно соответствовать требованиям, предусмотренных статьей 5 Закона “О защите персональных данных”. Кроме того, субъект персональных данных должен быть предупрежден о рисках, возникающих в связи с отсутствием надлежащего уровня защиты персональных данных в стране, куда такие данные передаются.

Если сравнивать опыт наших соседей, то 1 марта 2023 года в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2022 № 584-ФЗ, установивший запрет под угрозой наказания на использование российскими организациями иностранных мессенджеров. Под запрет использования попало любое принадлежащее иностранным лицам программное обеспечение, предназначенное для обмена сообщениями между пользователями. По данным Роскомнадзора к числу запрещенных мессенджеров по состоянию на 1 марта могут быть отнесены: Discord, Microsoft Teams, Skype for Business, Snapchat, Telegram, Threema, Viber, WhatsApp, WeChat.

Законодательство Республики Беларусь проявляет большую лояльность по сравнению с Российской Федерацией, напоминая, что к Операторам предъявляется риск-ориентированный подход. Это говорит о том, что государство создает условия, а право выбора тех или иных инструментов защиты персональных данных под свою ответственность определяет сам Оператор.

n 281124 5

В целом участники мероприятия отметили важность полученной информации и необходимость обучения основам законодательства о персональных данных.

Руководство Центра поздравляет специалистов с совершением еще одного шага вперед и выражает уверенность, что полученные знания помогут выполнять свои обязанности на высоком уровне!

Мы заботимся не только о здоровье своих пациентов, но делаем все, чтобы их персональные данные были в сохранности!

n 281124 6

Клюева Ю. – ведущий юрисконсульт сектора юридической работы Центра, магистр юридических наук